1-888-834-1448

Храмы Филе на острове Агелики, часть I: до появления Верхней дамбы


Храмы Филе на острове Агелики, Часть I:

До появления Верхней дамбы

От Мири Парсонс и Джимми Данн

 

The Kiosk of Trajan prior to the monument's removal to Agilika Island in Southern Egypt

 

Одной из главной достопримечательностью, включенной почти в каждый тур по Египту, является то, что объявлено как остров Филе, но Филе –это фактически несуществующий остров и в настоящее время погребен под озеро Насер. Остров иногда был виден, а иногда нет после возведения старой Асуанской плотины, но была постоянно погружена из-за высотной дамбы.

 


Филе является приближенным переводом с греческого местного названия "Пилак" известного из иероглифических текстов и которое может быть нубийского происхождения. Древние египтяне видели в имени Филе этимологию со значением "остров времени [Ра]", то есть создание, но история острова намного старее.


Мы говорим сегодня, что Филе является основным храмовым комплексом, переехавшим из этого острова, после построения Высокой Дамбы, на остров Агелики. Он был центром культа богини Исиды и ее связи с Осирисом, Гором (Хорусом) и царством во время Птолемеевского периода истории Египта.

 

A Painting of Philae  while Dry and Prior to its Move

 

Сегодня существует две плотины в Асуане, но, конечно, в прежние времена их не было. До плотины, Остров Филе находился в начале или в южной части первого водопада Нила, где река набирает скорость, сбросив пять метров в закрученных турбулентных вихрей и падая белой водой на расстоянии трех миль. Различные фараоны попытались успокоить или хотя бы обеспечить более безопасный обход этих порогов. Пепи I построил по крайней мере один канал, так же как и Меренре, ранее Древнего царства, а позднее и другие фараоны, такие как Сенусерт III.

 

Существовали многочисленные острова в этом регионе, Амелия Эдвардс говорит сотни, в том числе Биггех, текущее местоположение храма - Агелика, группа небольших островов в Авад Эль-Хаса и ниже водопада (на севере), Сихейл и Элефантин

 

A Flooded Philae Prior to  its Move

 

В ранние времена, священники Филе утверждали, что источник Нила был бездонным и лежал под породами Биггеха, где половина реки поднималась на поток к северу, а половина текла на юг. Их соперниками были священники Элефантин, которые сделали подобное заявление. На самом деле, река вокруг этих островов уже тогда была на глубиной более ста футов в некотороых местах, с круговоротами вод, которые могли изгибаться и поворачиваться во всех направлениях.

 

Это течение воды было опасным в древние времена, что избегает современный посетитель острова Агилика. Амелия Эдвардс, бесстрашный викторианской египтолог видела это иначе, чем мы сегодня. Она рассказывает:

 

"В Асуане, один ставит на прощание с Египом и уходит в Нубию через ворота Водопада - который, по правде говоря, не является водопадом как таковым, а множеством порогов, протяженностью две трети расстояния между Элефантин и Филе. Нил - отвлеченный от своего первоначального курса некоторыми неучтенными препятствиями, характер которых породил множество научных гипотез - протекает через скалистые бассейны ограниченные песчаными склонами с одной стороны, и гранитными скалами с другой. Шипованная с бесчисленными островками, разделенных на бесчисленные каналы, пенясь над затонувшими породами, вихрем приносящая валуны, сейчас маленькие, потом глубокие, теперь как слон, сейчас спешат, здесь падает в ребристые полости крошечных дрейфов песка, кружит над вихрями скрытых джакузи, река, будь то смотрящая с палубы дахабеи или с высоты берега, который виден везде, борется за свой путь через лабиринт, пути которого никогда еще не были отмечены на карте".

 

Конечно, можно получить еще некоторые представления об этих водопадах к северу от Старой Асуанской плотины. В древние времена путешественники собершали свои религиозные обряды на Филе, прежде чем продолжить через опасные места юга на "Землю призраков".

 

The Ground Plan of Old  Philae Island before it was submerged

 

На острове Сехель более 250 надписей от паломников и лиц, прибывающих и проходящих через площадь, начиная с Четвертой династии до Птолемеевского периода. Пепи I проложил каналы через водопады, чтобы помочь лодкам следовать пути по спокойной воде выше Филе. Харкнуф прошел здесь по пути в Нубию во времена правления Пепи II. Также здесь на Сехель расположена так называемая Стела Голода, описанная в Птолемеевские времена, но связанных с правления фараона Джосера из Третьей династии. В ней говорится, что фараон постановил, что крупные участки земли по обе стороны реки, простирающиесяся от южной стороны Элефантина, должны быть переданы храму Хнума, наряду с одной десятой всех производств и животноводства, а также налоги на караваны и добычу золота. Существует идентичный указ в храме Филе, вырезанный на базе восточной башни второго Великого пилона.


Такова была сила богов, или, по крайней мере веры в нее, что в соответствии с надписью на основе восточного обелиска, стоявшего напротив Большой Колонны, во время правления Птолемея VIII, Эвергета (Евергета) II, и Клеопатры III своей второй Жены, священники жаловались, что они были вынуждены возмещать расходы гражданских и военных властей, понесенные во время их пребывания в Филе. Священникам не оставалось достаточно средств, чтобы продолжать жертвоприношения и возлияния на благо фараонской семьи. Эвергет II освободил священников от дальнейших платежей.

 

Another Old photo  showing just how hight the water could get after the Old Aswan Dam was  built

 

Остров Филе лежал в четырех милях к югу от современного Элефантине, только на другой стороне Старой Асуанской плотины. Измерения показывают около 500 метров с севера на юг и 160 метров с востока на запад, а это означало, что он был почти полностью покрыт храмами и другими памятниками. Они были защищены от наводнений Нила в древние времена высокими стенами, причалами и террасами. На самом деле, прежде чем было начато строительство первой плотины, остров всегда оставался в стороне от реки, на своем гранитном фундаменте в безопасности от турбулентного пика наводнений с абразивами ила.

 

Installing a Coffer Dam  around Old Philae so it could be pumped dry and the monuments moved.

 

До строительства Асуанской плотины, инженеры были в цене, капитану Генри Лайону было предложено поддержать памятники Филе, чтобы они могли выдерживать погружение в воду, что он и сделал. Кроме того, он раскопал часть местности, где он обнаружил останки некоторых христианских церквей.


После того, как Старая плотина была построена, она создала озеро, расширяющееся к югу около 140 км и граничащее с суданской границей. В самом деле, высота плотины впервые была ограничена из-за протестов людей, заинтересованных в сохранении Филе и других храмов и памятников от погружения. Уинстон Черчилль был мало озабочен этим. Он отметил, что:


"Предложение в 1500 миллионов кубических футов воды в Хатор Мудрецами Запада является самой жестокой, самой злой и самой бессмысленной жертвой, когда-либо принесенной на алтарь ложной религии. Государство должно бороться, а люди голодать, чтобы профессора могли ликовать, а туристы нашли место где могут нацарапать их имена. "


Таким образом, уровень воды был поднят, и храмы и сооружения на Филе затоплялись каждый год с декабря до март, и посетить их можно было в это время только на лодке, проходящей через Траян и двор храма Исиды .


Однако, все оказалось не так ужасно, как предполагалось. Вода останавливалась, спасая при этом храм от эрозии песчаных бурь и помогла удалить отложения солей, которые были разрушительны для каменной кладки. Регулярные инспекции памятников показали, что она принесла меньше вреда, чем можно было ожидать, за исключением лакокрасочных работ, которые были смыты новым озером, созданным из-за Старой Английской плотины.

 

The Coffer Dam  surrounding Philae Island after its completion

 

Тогда, когда началось строительство высотной плотины, ряд других памятников к югу от Асуана, храм и другие памятники должны были либо быть перемещены или быть потеряными под водой.


В действительности, остров Филе не был бы потерян под водами озера Насер, а скорее под озером, которое было сформировано между Высокой дамбой и Старой Дамбой. Это был единственный крупный памятник, расположенный в этом регионе. Он находился бы почти постоянно в воде, но что еще хуже, это небольшое озеро, где уровень воды ежедневно увеличивется и падает на несколько метров, которое бы неизбежно полностью подрывало храмы.

 

Old Philae Island after  the removal of water behind the Coffer Dam

 

Памятники Филе были перемещены на остров Агилики к северо-западу от острова Филе в течение 1970-х годов. Так как вода уже охватила большинство памятников на Филе, плотины должны были быть построены вокруг острова, а затем откаживание воды. Эта работа началась в 1972 году и была закончена в 1980 году совместными усилиями ЮНЕСКО и Организации по Египетским Древностям. Новое место было тщательно организованно, чтобы сделать его похожим на Филе как можно больше. Около 40 000 блоков, весом около 20 000 тонн были перенесены на новое место.

 

Следующий

 

Смотрите также

 

 

 

Источники:

 

  • Энциклопедия археологии Древнего Египта, Кэтрин Бард. Остров Исиды, Филе, Храм на Ниле, Уильям Маккуйтти. Гид по древностям Древнего Египта, Артур Уэйгалл. Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Все храмы Древнего Египта, Ричард Уилкинсон

О нас

Целью Компании Tour Egypt является представление вам наиболее ярких и увлекательных туров, а так же глубоких знаний о стране. Мы предлагаем вам посетить Египет двумя путями – самостоятельно, так называемый путь "дикарем" или же, второй – организовать свой тур с комфортом из своего дома по системе "онлайн".

1-888-834-1448

The Temples of Philae on Agilika Island, Part I:Before the High Dam


The Temples of Philae on Agilika Island, Part I:
Before the High Dam
By Marie Parsons and Jimmy Dunn

The Kiosk of Trajan prior to the monument's removal to Agilika Island in Southern Egypt


One of the main sites visited by almost every tour to Egypt is what is billed as Philae, but Philae is actually a nonexistent island now buried beneath Lake Nasser. The island was sometimes visible and sometimes not after the Old Aswan Dam was built, but was permanently submerged by the High Dam.

Philae is an approximate Greek rendering of the local name "Pilak" known from hieroglyphic texts and which may be Nubian in origin. The ancient Egyptians saw in their name for Philae an etymology with the meaning "island of the time [of Ra]", i.e. creation, but the islands history is later than that.

What we refer to today as Philae is the main temple complex relocated from that island, after the High Dam was built, to the island of Agilika. It was the center of the cult of the goddess Isis and her connection with Osiris, Horus, and the Kingship, during the Ptolemaic period of Egyptian History.

A Painting of Philae while Dry and Prior to its Move

Today, there are two dams at Aswan but of course, in ancient times, there were none. Prior to the dams, Philae Island occupied a position at the beginning or southern end of the First Nile Cataract, where the river gathered speed, dropping sixteen feet in swirling eddies and turbulent falls of white water for a distance of three miles. Various pharaohs attempted to calm or at least provide better passage around these rapids. Pepi I built at least one canal, as did Merenre, as early as the Old Kingdom, but later kings would also, such as Senusret III.

There were numerous islands in the region, Amelia Edwards says hundreds, including Biggeh, the temple's current location of Agilika, a group of small islands at Awad and El Hasa, and below the Cataract (north), Siheil and Elephantine.

A Flooded Philae Prior to its Move

During early times, the priests of Philae claimed that the source of the Nile was bottomless and lay beneath the rocks of Biggeh, where half the river rose to flow north and half to flow south. Their rivals were the priests of Elephantine, who made the same claim. Indeed, the river around these islands was even then over one hundred feet deep in places, with confusing waters that could twist and turn in all directions.

This trek of water was hazardous in ancient times, a fact that escapes the modern visitor to Agilika Island. Amelia Edwards, the fearless Victorian Egyptologist saw it differently than we do today. She recounts:

"At Assuan, one bids good-bye to Egypt and enters Nubia through the gates of the Cataract - which is, in truth, no cataract, but a succession of rapids extending over two thirds of the distance between Elephantine and Philae. The Nile - diverted from its original course by some unrecorded catastrophe, the nature of which has given rise to much scientific conjecture - here spreads itself over a rocky basin bounded by sand-slopes on the one side, and by granite cliffs on the other. Studded with numberless islets, divided into numberless channels, foaming over sunken rocks, eddying among water-worn boulders, now shallow, now deep, now loitering, now hurrying, here sleeping in the ribbed hollow of a tiny sand-drift, there circling above the vortex of a hidden whirlpool, the river, whether looked upon from the deck of a dahabeeyah or the heights along the shore, is seen everywhere to be fighting its way through a labyrinth, the paths of which have never yet been mapped or sounded."

Of course, one can still get a glimpse of these cataracts north of the Old Aswan Dam. In ancient times, travelers made their devotions at Philae before continuing through the dangerous territory of the south to the "Land of Ghosts".

The Ground Plan of Old Philae Island before it was submerged

On the island of Sehel are more than 250 inscriptions from pilgrims and travelers coming to and going through the area, dating from the fourth dynasty down to the Ptolemaic period. Pepi I cut canals through the cataract to assist boat crews on their way to the calm water above Philae. Harkhuf passed through here on his way to Nubia during the reign of Pepi II. Also here on Sehel is the so-called Famine Stela, inscribed during Ptolemaic times but related to the reign of King Djoser in the 3rd Dynasty. It states that the king decreed that large tracts of land on both sides of the river stretching from Elephantine south should be given to Khnums temple, along with one-tenth of all produce and livestock raised as well as taxes on caravans and gold mining. There is an identical decree in the temple of Philae, carved at the base of the eastern tower of the second Great Pylon.

Another Old photo showing just how hight the water could get after the Old Aswan Dam was built

Such was the power of the gods, or at least the belief therein, that according to an inscription on the base of the eastern obelisk standing in front of the Great Pylon, during the reign of Ptolemy VIII, Euergetes II, and Cleopatra III his second wife, the priests complained that they were being forced to refund the expenses of civil and military authorities incurred during their stay at Philae. The priests were not being left enough resources with which to continue sacrifices and libations for the welfare of the royal family. Euergetes II released the priests from further payments.

The Island of Philae lied about four miles south of modern Elephantine, just to the other side of the Old Aswan Dam. It only measured about 500 yards from north to south and 160 yards from east to west, which meant that it was almost entirely covered with temples and other monuments. These were protected from the Nile Flood during ancient times by high walls, quays and terraces. In fact, before the building of the first dam, the Island always stayed clear of the river, safe on its granite foundation against the turbulent rush of the flood with its abrasive silt.

Installing a Coffer Dam around Old Philae so it could be pumped dry and the monuments moved.

Prior to the building of the Aswan Dam, the engineer in charge, Captain Henry Lyon, was asked to underpin the monuments of Philae so that they could withstand the submersion, which he did. He also excavated part of the site where he discovered the remains of some Christian churches.

After the Old Dam was built, it created a lake extending south some 140 miles back to the Sudanese border. In fact, the height of the dam was at first restricted because of the protests made by people interested in preserving Philae and the other temples and monuments from submersion. Winston Churchill cared little for this. He remarked that:

"This offering of 1,500 millions of cubic feet of water to Hathor by the Wise Men of the West is the most cruel, the most wicked and the most senseless sacrifice ever offered on the altar of a false religion. The State must struggle and the people starve, in order that the professors may exult and the tourists find some place to scratch their names."

So the water level was raised, and the temples and structures on Philae were flooded each year from December to about March, and had to be visited during this time by boat, passing through the Kiosk of Trajan and into the court of the Temple of Isis.

All did not turn out as badly as thought, however. The water ended up saving the temples from erosion by sand storms and helped to remove salt deposits which were damaging to the stonework. Regular inspections of the site showed that it suffered less damage than might have been expected, save for the paintwork that was washed away by the new lake created by the Old English Dam.

The Coffer Dam surrounding Philae Island after its completion

Then, construction on the High Dam began and, as with a number of other monuments south of Aswan, the temple and other monuments had to either be moved or lost beneath the waters

In reality, Philae would not have been lost under the water of Lake Nasser itself, but rather the lake that was formed between the High Dam and the Old Dam. It was the only major monument located in this region. it would have been almost permanently submerged, but worse, this small lake is subject to a daily rise and fall of several yards, which would have inevitably eroded the temples completely.

Old Philae Island after the removal of water behind the Coffer Dam

This was accomplished during the 1970s, when the Philae monuments were moved to Agilkia northwest of Philae Island. Since waters already engulfed the monuments at Philae, a coffer dam had to be built around the island and then the water pumped out. This work began in 1972 and was finished in 1980 as a cooperative effort of UNESCO and the Egyptian Antiquity Organization. The new location was carefully landscaped to make it resemble Philae as much as possible. Some 40,000 blocks, weighing about 20,000 tons were moved to the new location.

Next

See Also



Resources:


  • The Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt ed. By Katherine Bard
  • Island of Isis, Philae, Temple of the Nile by William MacQuitty
  • A Guide to the Antiquities of Ancient Egypt by Arthur Weigall
  • The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt
  • Complete Temples of Ancient Egypt by Richard Wilkinson

Who are we?

Tour Egypt aims to offer the ultimate Egyptian adventure and intimate knowledge about the country. We offer this unique experience in two ways, the first one is by organizing a tour and coming to Egypt for a visit, whether alone or in a group, and living it firsthand. The second way to experience Egypt is from the comfort of your own home: online.